Действительность Таинства — это условия при которых Таинство действительно совершается.

Издавна в Церкви принято обряды Таинств канонизировать. Тем самым сохраняя:
  • наилучшую форму;
  • послушание Церкви;
  • единство Церкви;
  • единство символов.

Условий совершения Таинств три:

Действенность Таинства — это условия при которых Таинство действует на конкретного участника.

В отличии от «магических» ритуалов, которые совершаются обычно с большой долей юридизма, в Православной Церкви не бывает «массовых авто-таинств». То есть каждый участник, независимо от количества участвующих, соединяется с Богом таинственным образом и личностно (один на Один).

Условия действенности Таинства:

Особенности.

Интересно, что одним из основных постулатов протестантизма является упование на личную веру, как достаточное условие спасения. Но такое отношение неприемлемо в Православной Церкви, так как субъективирует отношения с Богом, ставя Его в положение второстепенного участника союза. И, как следствие, совершенно законным в протестантизме является необязательность Церкви и Таинств, так как субъективная вера не нуждается в подобных институтах и действиях. В качестве апологии можно сослаться на то, что «... и бесы веруют, и трепещут » (Иак.2:19), но не спасаются и неистово противятся Творцу.

Другую крайность можно наблюдать в католицизме, где понятия действенности и действительности смешиваются, и считается, что Таинство обязательно совершается вне зависимости от веры субъекта. Не многие знают, что совершение Таинств в католицизме осуществляется от лица священника, а не от лица Церкви, как принято в православии.

Но все же канонически принято считать Таинства в католической Церкви совершенными и законными, в отличии от протестантов, от которых Церковь приемлет лишь совершение Таинства Крещения, но не полностью (так называемое «крещение мирянина») и не во всех направлениях протестантизма.

Таким образом в протестантизме доминирует субъективизм, а в католицизме — объективизм.